Статьи

Сексуальное насилие детей

Шандор Ференци в работе «Путаница языков взрослых и ребенка. Язык нежности и страсти» пишет о том, что ребенок нуждается в нежности, но со стороны взрослого эта нежность может даваться слишком страстно, не очень психически здоровый взрослый эту детскую необходимость может считать как приглашение к действиям.

 

И тогда во внутреннем мире ребенка происходит ошибка: он сам путает язык нежности и страсти, продолжает его путать и во взрослом возрасте (насилие, желание жертвенности и так далее).

 

Ференци пишет:

 

«Типичный способ, которым может происходить кровосмесительное соблазнение, таков: взрослый и ребенок любят друг друга, ребенок лелеет игривую фантазию принятия роли матери по отношению к взрослому.

Такая игра может принимать эротические формы, но остается, тем не менее, на уровне нежности.

Однако у патологических взрослых это не так, особенно если их равновесие и
самообладание нарушено какими либо несчастиями или приёмом интоксицирующих
лекарств. Они ошибочно принимают игру детей за желание сексуально зрелого человека или даже позволяют увлечь себя - независимо от последствий.

Трудно представить поведение и эмоции детей после такого насилия.

Можно было бы ожидать в качестве первого импульса противодействие, ненависть, отвращение и энергичный отказ: «Нет, нет, я не хочу этого, это слишком сильно для меня, это больно, оставьте меняпокое».

Такие дети ощущают себя физически и нравственно беспомощными, их личность недостаточно окрепла, чтобы он были в состоянии возражать даже в мыслях, ибо превосходящая сила и авторитет взрослого делает их немыми и может лишить разума.

Однако тот же самый страх, если достигает определенного максимума, заставляет их слепо подчиняться желанию агрессора, предугадывать все его желания и удовлетворять их; они идентифицируются с агрессором, полностью забывая о себе.

Во всяком случае, нападение перестает восприниматься как жесткая внешняя реальность, и в травматическом трансе ребенок успешно достигает сохранения предшествующей ситуации нежности.»

 

Важно понимать, что терапевт в работе с сексуально травмированными пациентами тоже может испытать беспомощность и может быть травмирован.

 

Так как нет достаточного инструментария, травмирующее событие «проскакивает» мимо означающего: нет таких слов, чтобы назвать то, что произошло. А у ребенка естественно нет означающих (слов для называния), благодаря которым он может осмыслить ЧТО произошло. Он может осмыслить это в последействии, став взрослым - задним числом наделить это сексуальным значением.

 

 

Автор: Оксана Юрах

Похожие статьи