Шандор Ференци в работе «Путаница языков взрослых и ребенка. Язык нежности и страсти» пишет о том, что ребенок нуждается в нежности, но со стороны взрослого эта нежность может даваться слишком страстно, не очень психически здоровый взрослый эту детскую необходимость может считать как приглашение к действиям.
И тогда во внутреннем мире ребенка происходит ошибка: он сам путает язык нежности и страсти, продолжает его путать и во взрослом возрасте (насилие, желание жертвенности и так далее).
Ференци пишет:
«Типичный способ, которым может происходить кровосмесительное соблазнение, таков: взрослый и ребенок любят друг друга, ребенок лелеет игривую фантазию принятия роли матери по отношению к взрослому.
Такая игра может принимать эротические формы, но остается, тем не менее, на уровне нежности.
Однако у патологических взрослых это не так, особенно если их равновесие и
самообладание нарушено какими либо несчастиями или приёмом интоксицирующих
лекарств. Они ошибочно принимают игру детей за желание сексуально зрелого человека или даже позволяют увлечь себя - независимо от последствий.
Трудно представить поведение и эмоции детей после такого насилия.
Можно было бы ожидать в качестве первого импульса противодействие, ненависть, отвращение и энергичный отказ: «Нет, нет, я не хочу этого, это слишком сильно для меня, это больно, оставьте меняпокое».
Такие дети ощущают себя физически и нравственно беспомощными, их личность недостаточно окрепла, чтобы он были в состоянии возражать даже в мыслях, ибо превосходящая сила и авторитет взрослого делает их немыми и может лишить разума.
Однако тот же самый страх, если достигает определенного максимума, заставляет их слепо подчиняться желанию агрессора, предугадывать все его желания и удовлетворять их; они идентифицируются с агрессором, полностью забывая о себе.
Во всяком случае, нападение перестает восприниматься как жесткая внешняя реальность, и в травматическом трансе ребенок успешно достигает сохранения предшествующей ситуации нежности.»
Важно понимать, что терапевт в работе с сексуально травмированными пациентами тоже может испытать беспомощность и может быть травмирован.
Так как нет достаточного инструментария, травмирующее событие «проскакивает» мимо означающего: нет таких слов, чтобы назвать то, что произошло. А у ребенка естественно нет означающих (слов для называния), благодаря которым он может осмыслить ЧТО произошло. Он может осмыслить это в последействии, став взрослым - задним числом наделить это сексуальным значением.
Автор: Оксана Юрах











