Статьи

О привязанности

Часть 1

 

Эксперимент «Незнакомая ситуация»

Мэри Эйнсворт, психолог, коллега Боулби (основателя теории привязанности) провела эксперимент "Незнакомая ситуация", целью которого было выяснить, как дети в возрасте 1 - 1,5 лет используют маму для взаимодействия с окружающим миром.

 

Ход эксперимента был очень простым. Сначала в игровую входили мама и ребенок. Давалось время, чтобы ребенок привык к новой обстановке. Затем в комнату входил незнакомец. На следующем этапе мать выходила, оставляя ребенка с чужаком. Затем она возвращалась, а незнакомец выходил. Потом мать снова выходила, оставляя ребенка одного. На предпоследнем этапе незнакомец входил в комнату к ребенку, оставшемуся в одиночестве. В конце мать возвращалась в комнату, а незнакомец снова ее покидал. Роль незнакомца поручили приветливой аспирантке из команды Эйнсворт.
Поведение детей при этом было очень разным и очень характерным в каждом из эпизодов. Эйнсворт оценивала, как ведет себя ребенок, когда мать выходит из комнаты, насколько он готов исследовать новую ситуацию, какую реакцию выдает ребенок на присутствие незнакомого человека и, наконец, как реагирует на воссоединение с матерью.

 

Эксперимент и обработка результатов позволили выделить три основных типа привязанности:

— надёжный: ребёнок был уверен и спокоен, когда мама была рядом. Самостоятельно исследовал комнату. Радовался возвращению мамы и тянулся к ней, если был напуган.

— амбивалентный или тревожный: дети старались быть ближе к маме, плакали когда она уходила. К незнакомцу относились настороженно. По возвращению мамы реагировали неоднозначно: то радовались, то злились.

— избегающий: дети казались безразличными к приходу и уходу мамы. Они сторонились её, не терпели объятий. Отмечено, что так вели себя дети в состоянии стресса, и те, чьи потребности регулярно игнорировались значимым взрослым.

 

Позже был выявлен ещё один тип привязанности — тревожно-избегающий (дезорганизующий), для которого характерны непоследовательные реакции: слишком бурная реакция на разлуку сменяется избеганием близости и отстранённостью. Дети не знают, что они чувствуют, и могут ли положиться на значимого взрослого. Такой тип привязанности обычно формируется в отношениях, где характерно насилие.

 

Надёжный тип привязанности формируется когда мама заботлива, ласкова и последовательно реагирует на поведение и просьбы ребёнка. Он чувствует, что находится безопасности, а мама всегда рядом.

 

Остальные типы привязанности считаются НЕнадёжными и формируются тогда, когда родитель ведёт себя непоследовательно и неоднозначно, а то и вовсе игнорирует потребности ребёнка.

 

Ребёнок, чьи потребности игнорировались в первые годы жизни эмоционально и физически, с трудом чувствует себя в безопасности во взрослом возрасте.

 

Он может думать, что недостоин любви и внимания. Часто не знает, кому можно доверять и можно ли доверять вообще.

 

Дети, которые не знают, какой реакции ожидать от родителя, часто вырастают людьми с повышенной тревожностью. Нередко встречаются трудоголики, старающихся доказать свою важность и нужность. Они уверены, что только делая всё правильно, возможно заслужить любовь.

 

 

Часть 2

 

Люди с надежным стилем привязанности могут находить баланс между независимостью и близостью в отношениях, доверять людям и не нуждаться в подтверждении своей ценности извне.

 

В детстве их матери были доступны, внимательны и отзывчивы.

 

Люди с тревожно-амбивалентной привязанностью обычно переоценивают близость и эмоциональную безопасность в ней, не уверены и сомневаются в себе, боятся быть брошенными.

 

Их матери были непоследовательны в проявлении заботы: то пренебрегали их нуждами, то были отзывчивы.

 


Люди с избегающим стилем привязанности, наоборот, обесценивают значение близости, избегают отношений и/или держатся в них на дистанции.

 

Матери таких людей были нечувствительны к ним, нередко отвергали их и были враждебны.

 

 

 

Автор: Оксана Юрах

Похожие статьи