Замечаете ли Вы что конкурируете с другими людьми? Наверняка, подмечали это сложносочиненное чувство.
Хотя порой на сессиях с психологом, люди открывают для себя, что конкурируют не только с коллегами по работе, но и с родителями, партнёром, собственным ребенком, домашним животным, и даже неодушевленными предметами. Эти открытия с ног на голову переворачивают их взгляды на многие события в жизни. Живя в конкурирующей социальной среде, мы вновь и вновь сталкиваемся с проекциями фигур из прошлого, наделяя даже новых людей качествами предыдущих владельцев.
Почему мы конкурируем с другими? Что лежит в основе этого процесса? Давайте попробуем немного прикоснуться к этому.
Вильгельм Бион, автор теории о проективной идентификации писал:
“психика стремится к интеграции через проекцию”
Согласно Биону, человек проецирует свои внутренние конфликты вовне.
Наверняка, Вы знаете такую фразу "что внутри, то и снаружи".
В контексте конкуренции — это стремление обесценить достижения другого, чтобы повысить собственную значимость.
Дональд Винникотт в своей концепции достаточности окружения указывал:
Здоровое развитие личности возможно только при условии принятия уникальности другого. Недостаточное удовлетворение этой потребности в детстве приводит к формированию патологической конкуренции во взрослом возрасте.
Винникотт уделял особое внимание десткому психоанализу, в своих трудах изучая то, как влияет внешняя среда на формирование и развитие психического аппарата, личности ребёнка.
Андре Грин в своих работах подчеркивал важность позиции Другого в формировании личности.
По его мнению, конкуренция часто возникает из-за невозможности признать существование другого как равноценного.
Грин писал о конкуренции:
“Другой всегда воспринимается либо как угроза, либо как объект для присвоения”
И тут не существует, понимания равенства.
Отец, психоанализа, Зигмунд Фрейд рассматривал конкуренцию как производное от базовых инстинктов человека.
По его мнению, соперничество тесно связано с влечением к жизни (Эрос) и влечением к смерти (Танатос).
“Там, где есть любовь, там всегда есть и ненависть”.
Эта амбивалентность (противоположность) лежит в основе любого конкурентного поведения.
А это значит, что объект, с которым мы взаимодействуем будет вызывать в нас весьма противоречивые чувства, что является базой.
Таким образом понимание этих механизмов помогает не только объяснить природу конкурентного поведения, но и найти пути его конструктивной трансформации
“Реальность существует только в отношении к другому”
(с) Д. Винникотт
Именно это отношение определяет характер нашей конкурентной борьбы – будет ли она разрушительной или созидательной.
Корни конкуренции лежат в базовых психологических процессах, связанных с восприятием себя и другого, что открывает новые горизонты для понимания и управления этим явлением в современном обществе.
Автор: Марианна Гербей











