Статьи

Конкуренция

Замечаете ли Вы что конкурируете с другими людьми? Наверняка, подмечали это сложносочиненное чувство.

 

Хотя порой на сессиях с психологом, люди открывают для себя, что конкурируют не только с коллегами по работе, но и с родителями, партнёром, собственным ребенком, домашним животным, и даже неодушевленными предметами. Эти открытия с ног на голову переворачивают их взгляды на многие события в жизни. Живя в конкурирующей социальной среде, мы вновь и вновь сталкиваемся с проекциями фигур из прошлого, наделяя даже новых людей качествами предыдущих владельцев.

 

Почему мы конкурируем с другими? Что лежит в основе этого процесса? Давайте попробуем немного  прикоснуться к этому.

 

Вильгельм Бион,  автор теории о проективной идентификации писал:

“психика стремится к интеграции через проекцию”
Согласно Биону, человек проецирует свои внутренние конфликты вовне.

 

Наверняка, Вы знаете такую фразу "что внутри, то и снаружи".

 

В контексте конкуренции — это стремление обесценить достижения другого, чтобы повысить собственную значимость.

 

Дональд Винникотт в своей концепции достаточности окружения указывал:

Здоровое развитие личности возможно только при условии принятия уникальности другого. Недостаточное удовлетворение этой потребности в детстве приводит к формированию патологической конкуренции во взрослом возрасте.


Винникотт уделял особое внимание десткому психоанализу, в своих трудах изучая то, как влияет внешняя среда на формирование и развитие психического аппарата, личности ребёнка.

 

Андре Грин в своих работах подчеркивал важность позиции Другого в формировании личности.

По его мнению, конкуренция часто возникает из-за невозможности признать существование другого как равноценного.

 

Грин писал о конкуренции:

“Другой всегда воспринимается либо как угроза, либо как объект для присвоения”
И тут не существует, понимания равенства.

 


Отец, психоанализа, Зигмунд Фрейд рассматривал конкуренцию как производное от базовых инстинктов человека.

 

По его мнению, соперничество тесно связано с влечением к жизни (Эрос) и влечением к смерти (Танатос).

 

“Там, где есть любовь, там всегда есть и ненависть”. 
Эта амбивалентность (противоположность) лежит в основе любого конкурентного поведения. 
А это значит, что объект, с которым мы взаимодействуем будет вызывать в нас весьма противоречивые чувства, что является базой.

 


Таким образом понимание этих механизмов помогает не только объяснить природу конкурентного поведения, но и найти пути его конструктивной трансформации

 


“Реальность существует только в отношении к другому” 
(с) Д. Винникотт

 

Именно это отношение определяет характер нашей конкурентной борьбы – будет ли она разрушительной или созидательной.

 

Корни конкуренции лежат в базовых психологических процессах, связанных с восприятием себя и другого, что открывает новые горизонты для понимания и управления этим явлением в современном обществе. 

 

 

Автор: Марианна Гербей

Похожие статьи